Блог - победитель в номинации "Лучший блог педагога дошкольника" муниципального конкурса "Лучший блогер - 2012"
Блог - призер (третье место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2013 "Педагогическая планета"

Блог - победитель Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

Обмен опытом.


Авторские статьи, методические разработки 
Беляевой Татьяны Ивановны - участника Всероссийского фестиваля педагогического творчества

История и символика Краснодара
Краснодар – административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края, одного из важнейших индустриально-аграрных и курортных регионов России. Краснодар расположен на правом берегу реки Кубань.
Герб Краснодарского края имеет в своей основе изображение исторического герба Кубанской области. В зеленом щите золотая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и черными швами; над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. В золотой верней части щита - черный орел, у которого на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквы «РФ» в центре штандарта. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. За щитом накрест расположены 4 лазоревых знамени, украшенные золотой бахромой и с такими же вензелями, окруженными дубравами и лавровыми ветвями.
Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех неравновеликих полос: верхней – синего, среднего – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в золотом цвете.
Краснодарский край, как и город, имеет интересную историю возникновения. Город Краснодар (до 1920 года – был Екатеринодаром) был основан как военный лагерь в 1793 году черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, переселившимися на Кубань после присоединения к России Западного Предкавказья. Эти земли были дарованы Черноморскому войску за усердную службу, храбрость и нерушимую верность «в вечное владение» жалованной грамотой Екатерины II от 30 июня 1792 года.
Кошевой атаман казаков Захарий Чепега выбрал место «войского града Екатеринограда» близ Архангельского редута, заложенного великим русским полководцем А.В. Суворовым еще в 1778 году. Здесь и началась постройка крепости по образцу запорожского коша в виде четырехугольника. Осенью 1794 году строительство было завершено. Екатериноград стал центром Черноморского (позже – Кубанского) казачьего войска. К северу от крепости, по правому берегу Карасуна, появились первые жилые кварталы. В августе 1820 года через Екатериноград из Пятигорска в Тамань, а оттуда в Крым в обществе семьи генерала Раевского проезжал А.С. Пушкин  Он писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности…».
Осенью 1837 году здесь останавливался прапорщик Нижегородского драгунского полка М.Ю. Лермонтов, будучи проездом в Тамань и далее в Геленджик к месту расположения экспедиционного отряда А.А. Вельяминова, к которому он был прикомандирован. В то время Екатеринодар, войсковой центр, мало походил на город, так как состоял большей частью из мелких деревянных, плетеных и даже камышовых строений.
В 1860 году указом императора Александра II Черноморское войско было переименовано в Кубанское казачье войско; Екатеринодар стал центром Кубанской области, а в 1867 году, после окончания Кавказской войны, получил статус гражданского города. В этом же году в Кубанской области был образован Черноморский округ с центром в Новороссийске, преобразованный в 1896 году в Черноморскую губернию.
Большую роль в развитии Екатеринодара сыграл закон 1868 года, разрешавший всем иногородним селиться и приобретать собственность в станицах и городах Кубанской области, что положило начало широкой переселенческой колонизации Кубани.
В 1870-1880-е годы с проведением на Северном Кавказе железной дороги Тихорецк – Екатеринодар – Новороссийск город превратился в крупный торгово-промышленный центр Кубанской области. После февральской революции 1917 года Екатеринодар являлся центром казачьей контрреволюции, возглавляемой Кубанской радой в 1917-1920 годы. В годы гражданской войны город и его окрестности были ареной ожесточенных боев. По окончанию установления советской власти в декабре 1920 года Екатеринодар был переименован в Краснодар.
В предвоенные тридцатые годы заметно преобразилась культурная жизнь Краснодара. Появился краевой драматический театр имени Горького и театр оперетты. С 12 августа 1942 по 12 февраля 1943 год Краснодар был оккупирован немцами, нанесшими городу большой ущерб. После войны он был заново отстроен и реконструирован, но планировка улиц центральной части города сохранились в том виде, в каком она была с начала 19 века.


Архитектурные особенности и достопримечательности


Центральной улицей города, как и прежде, является улица Красная, спланированная как южный «Невский проспект», вдоль которой расположены основные учреждения, библиотеки, гостиницы, театры, крупные магазины. Примечательно и то, что главной улицы города не коснулось тотальное переименование в годы советской власти, и она носит свое первоначальное название – Красная.

Ряд сохранившихся старинных зданий в центре города дает яркое представление об облике Екатеринодара конца 19 - начала 20 веков, когда жители называли свой город «Маленьким Парижем». Классицизм, позднее барокко и модерн – все стили представлены в городской застройке. Самыми примечательными зданиями являются Свято-Екатерининский кафедральный собор, знаменитый «зеленый дом», здание нынешнего почтамта, Сбербанка и художественного музея, бывшего Мариинского женского училища и бывшего Епархиального женского училища.

В 1897 году на пересечении улиц Красной и Новой (ныне – улица Буденного) был возведен величественный 14-метровый обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска и в ознаменование свободы и земель, дарованных кубанскому казачеству Екатериной II. Он был разрушен в годы советской власти и восстановлен в 1998 году.

Современная архитектура города довольно органично включена в общий архитектурный контекст. В центре Краснодара каждый дом является маленьким городком со своими внутренними переулками, образованными другими домами и хозяйственными постройками. Обычно в таком мини-городе жила одна большая семья.

Город заасфальтирован, но места, где проложены трамвайные рельсы, выложены булыжником. На территории городского парка им. Горького и на прилегающей к нему улице Тельмана находятся уникальные памятники природы – трехсотлетние дубы и гинкго двулопастный.

Если вам интересна православная культура, вы можете посетить Свято-Троицкий и Екатерининский семипрестольный соборы; церкви Свято-Ильинскую и Святого Великомученика Победоносца Георгия; первые каменные постройки города - церковь во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость» и богадельню, а также храм Рождества Христова в Юбилейном микрорайоне. На месте уничтоженного Белого войскового собора Александра Невского вы увидите часовню и закладной камень, а еще вы можете посмотреть на Поклонный Крест с именами Кирилла и Мефодия


Культурная жизнь Краснодара


Музеи Краснодара

Краеведческий историко-археологический музей-заповедник основан в 1879 году. Здесь представлено свыше 200 тысяч экспонатов - от костей вымершего кита, обитавшего в океане Тетис, до коллекции чучел современной фауны Кавказа; от сокровищ скифских курганов и реконструированных захоронений бронзового века до предметов быта запорожских казаков; от оружия и доспехов средневековых адыгов до шашек, винтовок и тачанок Гражданской и Второй Мировой войн минувшего столетия. Кроме постоянной экспозиции, есть регулярно обновляемые выставки.
Особый интерес для специалистов представляет коллекция каменных «баб». Многие из них отлично сохранились, что уже само по себе большая редкость для подобных степных скульптур.
Историю казачества представляют дом-музей семьи Ф.Я. Барсука, бывшего войсковым атаманом в 1797-1816 годы, и литературный музей Кубани в бывшем доме Кухаренко – наказного атамана Черноморского казачьего войска в 1852-1855 годы, историка, общественного деятеля одного из первых кубанских писателей.
Литературный музей Кубани, являющийся отделом Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника, открытый в 1988 году, впервые собрал и систематизировал информацию о кубанской словесности с момента переселения казаков на новые земли до наших дней.
В экспозиции музея представлены уникальные рукописные и старопечатные книги кириллической письменности, книги-реликвии, привезённые казаками-переселенцами из Межигорского войскового монастыря запорожских казаков. Редкие книги гражданской печати, материалы и книги Л.Г. Кухаренко, прижизненные и дореволюционные издания А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Полетаева, местных писателей и историков, которые давно стали библиографической редкостью.
Музей организует и проводит обзорные и тематические экскурсии, лекции и музейные уроки, литературные вечера, встречи с кубанскими прозаиками и поэтами, стационарные и передвижные выставки.
Художественный музей был создан на основе городской картинной галереи, открытой в 1904 году городской управой, согласившейся принять в дар частную коллекцию произведений искусств от Ф.А. Коваленко, который и стал первым директором галереи. Музей знаменит своей коллекцией русского авангардного искусства начала 20 века. Интересна история коллекции японской цветной ксилографии. Бывшее частное собрание краснодарского инженера Воробьева было реквизировано после революции и долгие годы считалось утраченным. В 90-х годах 20-го века ксилографии в свитках были обнаружены в архивах Управления ФСБ по Краснодарскому краю и переданы музею. Из-за неправильного хранения гравюры сильно пострадали и нуждались в реставрации, которая заняла не один год. В конце 90-х годах ксилографии были восстановлены и открыты для обозрения. По мнению искусствоведов-японистов, в том числе из Страны восходящего солнца, краснодарская коллекция японской графики имеет высокую культурную ценность.

Кинотеатры и театры Краснодара

Особой достопримечательностью Краснодара является кинотеатр «Аврора» на улице Красная, 169 а, а также каскад фонтанов у кинотеатра - любимое место прогулок горожан. Рядом с кинотеатром стоит краснодарская «Статуя свободы» - монументальная женщина со звездой в протянутой руке.
Широкоформатный кинотеатр «Аврора» сдан в эксплуатацию в мае 1967 года. Автор проекта - сочинский проектный институт «Гипрокоммунстрой», главный архитектор проекта - Сердюков Евгений Александрович. Сооружение является памятником архитектуры города Краснодара. Это крупнейший кинотеатр на Кубани и один из лучших кинотеатров в стране. Кинотеатр имеет 2 кинозала - большой на 1179 мест и малый на 130 мест. Наиболее впечатляет в здании козырек, изготовленный из двутавровых балок (металлических конфигураций подвесного потолка) шириной 140 сантиметров и длиной 83 метра. Фасад и боковые стороны изготовлены из витринных стекол разных размеров. Первый сеанс в кинотеатре состоялся 12 мая 1967 года. Фильм назывался «Залп Авроры».
Кинотеатр «Болгария» на улице Ставропольская, 236а. Кинотеатр рассчитан на 450 мест, установлены мягкие кресла с поднимающимися подлокотниками и качающимися спинками. Архитектура здания полностью соответствует мировым стандартам. Также создается полное погружение в кинореальность.
Любителям классической музыки и не только стоит посетить краевую государственную филармонию. В период существования Азово-Черноморского края, в состав которого входила территория нынешнего Краснодарского края, в Краснодаре находился филиал Азово-Черноморской краевой филармонии (1934-1937гг). В 1939 году была образована Краснодарская краевая государственная филармония в связи с появлением в сентябре 1937 года самостоятельной территориальной единицы - Краснодарского края. Здание филармонии построено в 1909 году по проекту академика Ф.О. Шехтеля его учеником А.А. Козловым. По своему функциональному назначению возводилось как зимний театр, затем получило наименование Драматического театра, а в настоящее время – это филармония Краснодарского края. Здание – трехэтажное, кирпичное, выполнено из красного глиняного кирпича. В концертном зале, которому в 1997 году было присвоено имя композитора, народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко, каждый концертный сезон  по краю проходит около 1200 концертов.
Краснодарский музыкальный театр. Краснодарский театр оперетты родился из опереточной антрепризы мадам Амираго… В 1931 году ее труппа прошла регистрацию в городе Армавире как первый Азово-Черноморский краевой театр музыкальной комедии. Итак, в Армавире появилась антреприза – прообраз будущего театра музыкальной комедии. Мадам Амираго не раз вместе со своей труппой гастролировала в Екатеринодаре на сцене Летнего театра, тут в разные годы выступали знаменитые артисты Малого театра М. Яблокина и С. Южин (Сумбатов), великий Шаляпин. Датой рождения Краснодарского театра оперетты стал 1933 год. А в 1937 году Азово-Черноморский край разделили на нынешние административно-территориальные районы и театр отдали Краснодару, он стал называться Краснодарским театром музыкальной комедии. Его творческий багаж в то время включал семнадцать наименований, среди них «Последний Чардаш», «Веселая вдова», «Холопка», «Роз-Мари»… Главным режиссером театра был А. Елисаветский, дирижером Е. Искандер, художественным руководителем А. Едигаров. Среди актеров блистали Леонид Орлов, Александр и Эльвира Александровы, молодые, обаятельные Павел Герасимов, Евгения Туманова, элегантный Евгений Курочкин и любимица публики Антонина Боярская. Расположился театр в здании, построенном купцом Лихацким специально для заезжих трупп на углу улиц Красной и Длинной (сейчас бывший кинотеатр «Россия»). Назывался этот театр «северным». На его стенах были выполнены фрески, зрительный зал на 900 мест освещался попеременно белым, зеленым и красным светом. Из-за границы прибыл особый аппарат, освещающий фасад в виде северного сияния. Отсюда и пошло это название. В 1937 году Театру музыкальной комедии в полное распоряжение передается здание Северного театра. Через два года назначили нового художественного руководителя – Николая Едигарова. Впервые были осуществлены постановки оперетт: «Свадьба в Малиновке», «Соловьиный сад», «Сотый тигр». И сейчас театр радует новыми постановками.
Краснодарский краевой государственный театр кукол существует с 1939 года как профессиональный творческий коллектив. У истоков его создания стоял русский детский поэт С. Маршак. На стационарной площадке (370 мест), помимо показа спектаклей, проводятся театрализованные представления: «Посвящение в зрители», «Праздник Букваря», «Книжкина неделя», «Масленица», «Святочные игры», «Прощальный бал первой учительницы» и др. Театр ежегодно проводит в г. Краснодаре международный фестиваль театров кукол «Арт-визит» и имеет филиал в г. Армавире. Принимал участие в международных фестивалях в Ливане, Германии, Болгарии, Литве, Чехии, Белоруссии, Польше, имеет награды, призы, дипломы. Театр разрабатывает и внедряет в жизнь новые формы сотрудничества с другими театрами и творческими коллективами, ищет новые пути развития своих возможностей, является инициатором создания ассоциации «Театр кукол - XXI век».

Кубанский Академический казачий хор

Известен на весь мир. Свое начало берет в 1811 году, когда в Екатеринограде появился Войсковой певческий хор, основателями которого стали Россинский и Бурсак. Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей. За заслуги хора в 1993 году ему присвоили звание «академический», а в 1998 году хор был отмечен орденом Дружбы народов. Представляя русскую культуру в мире, хор, по словам зарубежной прессы, выступает в одном ряду с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр.
В подборе материала мне помог интернет.
 Конспект  открытого занятия  в группе детей 
с общим недоразвитием речи. 
Составитель - воспитатель Силина Вероника Николаевна
ГОРОД КРАСНОДАР - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Цель:
-продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Краснодара;
-развивать индивидуальные особенности детей к творческой речевой деятельности;
-воспитывать любовь к родному городу, интерес к творчеству актеров, поэтов, художников.
Словарь: художественный музей, картинная галерея, пейзаж, натюрморт, былинная живопись, библиотека, южная столица, спортивный комплекс, фитнес,
Материал: фотографии достопримечательностей города, картины (пейзаж, натюрморт, былинная живопись – знакомство), портрет), мольберт, строительный материал (мягкие модули), шапочки животных, магнитофон.
Предварительная работа:
-рассматривание альбомов, открыток, книг о городе Краснодаре;
-чтение художественной литературы;
-разучивание стихов, песен о Краснодаре.

Ход занятия.
I ч.
Дети подходят к воспитателю, становятся полукругом. Воспитатель читает стихотворение:
Любимый город Краснодар,
Екатерины славный дар!
Твои аллеи, скверы, парки
Всегда по-праздничному ярки.

В тебе музеи и театры,
Вокзалы и кинотеатры,
Аквапарки, спортплощадки,
И даже есть сафари в парке.

Кубани славная столица.
Тобою будем мы гордиться!
Ты житница России всей.
Тебе поклон от всех людей!

- О каком городе говорится в этом стихотворении?
- Как еще можно назвать наш город? (Южная столица, столица Кубани).
- Где можно отдохнуть и интересно провести время в нашем городе?
- А хотите совершить путешествие по нашему любимому городу?
- На чем можно поехать на экскурсию?

II ч.
Воспитатель предлагает отправиться на автобусе, дети конструируют его из модулей.
Воспитатель:
- Я буду вашим экскурсоводом.
Первая остановка - художественный музей (показ фотографии).
Художественный музей является одним из самых красивых зданий улицы Красной. В музее проходят выставки известных зарубежных, российских, кубанских художников. Предлагаю выйти и полюбоваться картинами музея. Перед нами картинная галерея. (Показывая на картины, воспитатель спрашивает у детей, к какому жанру относятся картины: пейзаж, натюрморт, портрет, былинная живопись).
Особое внимание воспитатель уделяет портрету А.С.Пушкина. Показывает фотографию пушкинской площади и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Воспитатель:
- Ребята, что хранится в библиотеке? Когда вы подрастете, то, возможно, посетите библиотеку, выберите нужную умную книгу и узнаете много интересного и полезного.
- Понравились вам картины? Продолжим нашу экскурсию. (Дети садятся в автобус).

III ч.
Показ фотографии дворца спорта «Олимп».
Воспитатель:
- Дворец спорта - одно из самых современных зданий нашего города. Построено из стекла и бетона. Во дворце спорта есть залы для занятий гимнастикой, фитнесом, тяжелой атлетикой. Еще есть бассейн, ледовый каток. Дети, а для чего надо заниматься физкультурой и спортом? Правильно, чтобы вырасти здоровыми и сильными.

Акробатический этюд (если в группе кто – то из детей занимается гимнастикой или акробатикой, показывает все, что умеет).
Воспитатель:
- Занимайте места в автобусе, наша экскурсия продолжается.
Воспитатель:
Загадка
- Что за здание такое?
Круглое, стеклянное, большое.
Афиш веселых хоровод
На представление всех зовет? (Цирк).
Воспитатель:
- Да, дети, перед нами цирк (показ фотографии). Необычное здание. Вместо сцены - арена. Арена круглая, вокруг нее сидения для зрителей и с любого места прекрасно видно все, что происходит на арене. Кто выступает в цирке?
Рассказы детей «Что я видел в цирке».
- Обязательно ходите в цирк, это самое веселое развлечение. А сейчас я вам предлагаю превратиться в клоунов!
Танец клоунов (воспитатель показывает движения).

IV ч.
Воспитатель:
- Вы вновь дети, которые продолжают путешествие по городу Краснодару. Садитесь в наш автобус. Перед нами театр кукол (показ фотографии). Этот театр самый первый в жизни человека. Создал театр детский писатель С.Я.Маршак (можно вспомнить произведении). В этом году театру кукол исполняется 70 лет. За долгие годы коллектив театра получил много наград, призов, дипломов. Внутри театра есть большой холл, где проходят выставки детского творчества, развлекательные программы перед спектаклем, а также зал для зрителей и сцена для артистов. Кто из вас, ребята, ходил в кукольный театр и смотрел спектакли? (Ответы детей).

Воспитатель:
- Люблю я это место с детства.
Качели, карусели в поднебесье.
Сафари, пляж, кафе.
Ты только глянь
На дивный мост через  Кубань.
Ребята, вы догадались, куда мы с вами приехали? Правильно, мы приехали в парк «Солнечный остров».
Рассказы детей.
Воспитатель:
- Мы все любим животных и с удовольствием читаем об их повадках. Давайте превратимся в животных и покажем сценку.
Театрализация: «Серый плутище» (можно любой отрывок на выбор).
Воспитатель:
- Понравилось в парке? Как много интересных и веселых мест есть в нашем городе, где можно отдохнуть. Ходите, смотрите, слушайте, изучайте и всей душой любите свой город, край.
Пение песни «Краснодарский край».
Дети садятся в автобус и под веселую песню отправляются в детский сад.


Конспект открытого занятия 
в старшей группе (2 половина года)
СИМВОЛИКА БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ.
Составитель - воспитатель Чернецких Татьяна Викторовна



Цель:

- закреплять знания детей о государственной символике;

- поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины;

- продолжать расширять пассивный и активный словарный запас;

- воспитывать интерес и уважение к тому месту, где живешь.

Словарь: герб, флаг, гимн, триколор, скипетр, держава, малая и большая родина, дух свободный, фасад (лицо дома).

Материал: карта России, флаг России и Кубани, компьютер, фотографии с изображением города Краснодара, его памятников, улиц, фонтанов в ночное время, конверт с письмом.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением Краснодара, лист бумаги для рисования флага Кубани, кисти, краски.
Предварительная работа: заучивание стихов о гербе и флаге, рассматривание символов государства и власти, слушание гимна России, знакомство с географической картой России, автобусная экскурсия по улицам города.

Ход занятия:
I ч.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия). Россия, это наша большая родина. (Показать на карте). Она огромная, необъятная и очень красивая.
Вспомните и назовите символы нашего государства? (флаг, герб, гимн).
Ребята, а что такое гимн? (песня о нашей стране, родине).
Из каких цветов состоит флаг России? (белый, синий, красный).
А еще наш флаг можно назвать триколор. (Объяснить)
Ребята, расскажите стихотворение о том, что обозначают цвета российского флага.
Ребенок:
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

Воспитатель:
- Ребята, а где вы видели государственный флаг?
(Государственный флаг вывешивают на улицах и площадях во время торжественных праздников. Под государственным флагом ходят корабли в дальних морях, указывая на свою принадлежность тому или иному государству).
Вспомните и назовите, что мы с вами видим на гербе России? (двуглавый орел, в лапах которого скипетр и держава, Георгий Победоносец).
Ребята, расскажите стихотворение о гербе России?
Ребенок:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

II ч.
Воспитатель:
- Сегодня утром в наш детский сад почтальон принёс письмо. Оказалось, что это письмо для вас (воспитатель открывает письмо, называет адрес: г. Краснодар и т.д.). Ребята, город Краснодар, можно тоже назвать родиной, но только малой. Наш дом, наша семья, наш детский сад, наш двор, наш город, это наша малая родина. Итак, что же в письме?

«Дорогие дети! Мы много слышали о вашем красивом городе и даже один раз проезжали через него. Мы ехали по мосту через речку - но забыли, как она называется.
(Воспитатель, прерывая чтение, задает вопросы). 
-Ребята, а вы помните, как называется река, протекающая через наш город? (Кубань).
А потом наш путь лежал через ваш микрорайон.
-Ребята, а как называется наш микрорайон? ( Комсомольский...)
Мы так быстро ехали, что даже не смогли запомнить название улиц города.
-Ребята, а вы помните название улиц в нашем городе? Назовите.
А хотите знать, откуда появилось такое название «улица»? Объяснить, как появилось это название. (Предложить игру. Дети встают напротив друг друга. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда они стоят напротив, то видят лицо друг друга. Представляют, что каждый из них – это дом. Дома смотрят друг на друга. Передняя часть – фасад, это лицо дома. Обратить внимание детей, что оно должно быть всегда ухоженным, как и лицо человека. От слова «лицо» произошло название «улица»).
Ваш город нам очень понравился. Он большой, но наш намного больше. Мы посылаем вам открытки с изображением вашего города, соберите и полюбуйтесь (детям раздают разрезные фотографии с изображением города, дети собирают и говорят, что изображено на них).
А еще мы высылаем фотографии вашего замечательного города, которые вы рассмотрите на компьютере (рассматривание и показ на компьютере. Фотографии с изображением поющих цветных фонтанов ночью, дети сравнивают, используя воображение, фантазию)». Ребята, письмо нам прислали из города Москвы. А как называют жителей города Москвы? (Москвичами). А жителей нашего города? (Краснодарцами).
Давайте скажем спасибо за такое интересное письмо нашим друзьям из Москвы.

III ч.
Воспитатель:
- Ребята, назовите, пожалуйста, мне общественный транспорт нашего города.
Дети, а есть ли в нашем городе вокзалы? Какие? (два железнодорожных вокзала, автовокзал, речной вокзал, аэропорт).
Какие места отдыха в нашем городе вы знаете?
Ребята, а какая самая главная улица нашего города? (Красная). А как вы думаете, почему она так называется? (Красивая).
А вы знаете, что именно на этой главной улице и находится здание администрации нашего города, где и работают его руководители. А над зданием развиваются два флага, флаг России и флаг Кубани. Назовите мне цвета флага Кубани (синий, малиновый, зелёный). А что находится на флаге Кубани? (герб).

IV ч.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать флаг Кубани, (звучит спокойная музыка).
V ч.
Воспитатель:
- Сейчас я хочу предложить вам исполнить песню, которую вы все любите и знаете: «Кубанские казачата».
И заканчивая нашу беседу о большой и малой родине, хочется сказать словами поэта о любви к родному краю:

Мне на тебя не наглядеться,
Пока дышу, пока живу,
Любовь к земле родится в сердце,
Как тонкий стебель на ветру.
Мне всё в краю родимом мило,
Мне всё здесь душу веселит —
Вьюнок запутался игриво,
И речка песенку журчит.
Вот белокрылая ромашка
Открыла солнечный глазок
И видит лес, луга и пашни,
И цвета неба василёк.
Мне на тебя не наглядеться,
Заветный с детства уголок,
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок.

 Фотографии фонтанов, предложенные детям на компьютере.


Конспект занятия
«Богатый край кубанский»
(подготовительная к школе группа)
Составила воспитатель Гузий И.Ю.


Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с флорой и фауной Кубани, обобщать и расширять
представления о многообразии природы родного края;
- закрепить знания об истории возникновения кубанского края;
-продолжать формировать представления о традициях кубанского быта и культуре кубанского казачества;
- развивать интерес к кубанскому фольклору;
- воспитывать патриотизм, гордость за свой родной край, чувство уважения к нашим предкам.

Словарная работа: талаш, плавни, вольнолюбивый.

Используемый материал: дидактические круги Эйлера, карточки с изображением моделей разных видов животных- млекопитающих, рыб, птиц; кубанские костюмы, шали, бусы, украшения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением живой природы Кубани, чтение литературы об истории и традициях Кубанского народа, рассматривание изделий кубанского прикладного искусства, заучивание кубанских пословиц, поговорок, стихотворений, частушек, разучивание кубанской народной игры «А мы просо сеяли».
Ход занятия
I часть

Воспитатель:

- Ребята, давайте мы с вами, сегодня вернёмся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди гордые, смелые, вольнолюбивые. Вот поселились эти люди на земле Кубанской, понравились им её просторы. А вам нравится наш край? Как он называется?
Дети:
- Краснодарский край, Кубанский край.
Воспитатель:
- Какой город является столицей нашего края?
Дети:
- Краснодар-столица Кубани.
Воспитатель:
- А кто же эти смелые, вольнолюбивые люди, поселившиеся в нашем крае?
Дети:
- Кубанские казаки.
Воспитатель:
- Кто казакам подарил эту землю?
Дети:
- Российская императрица Екатерина П.
Воспитатель:
- Для чего Екатерина II подарила им эту землю?
Дети:
- Она наградила их за верную службу и пересилила для охраны южных границ
государства.
Воспитатель:
- Как казаки назвали свой город?
Дети:
- Екатеринодар, в честь своей императрицы.
Воспитатель:
- Почему обрадовались казаки, увидев эти неосвоенные земли?
Дети:
- Они обрадовались богатству природы. Увидели моря, реки, леса, степи, лиманы.
Воспитатель:
- Назовите моря, которые омывают границы Кубани.
Дети:
- Чёрное море, Азовское море.
Воспитатель:
- С каким государством граничит наш край?
Дети:
- Наш край граничит с Украиной.
Воспитатель:
- Какие реки Краснодарского края вы знаете?
Дети:
- Кубань, Пшеха, Голышка, Белая.
Воспитатель:
- Какая рыба водится в водоёмах нашего края?
Дети:
- Карась, окунь, тарань, щука, сом, осётр, судак, лещ, сельдь.
Воспитатель:
- Назовите зверей, которые водятся в лесах Кубани?
Дети:
- Ёж, лиса, ласка, волк, кабан, белка.
Воспитатель:
- А какие животные живут в плавнях края?
Дети:
- Енот, норка, барсук, ондатра.
Воспитатель:
- Назовите птиц, обитающих на Кубани?
Дети:
- Куропатка, сыч, сова, сойка, синица, дятел, дрозд, кукушка, скворец, сорока,
галка, ворона, чайка, утки-кряквы, лебеди, трясогузки, ястребы.
Воспитатель:
- Какие породы деревьев растут в нашем крае?
Дети:
- Платан, тополь, берёза, акация, дуб, липа, ель, сосна, клён, осина.
Воспитатель:
- Назовите травы Кубани.
Дети:
- Полынь, тысячелистник, подорожник, лебеда, крапива, мать-и-мачеха, ромашка,
мята, душица, чистотел, зверобой, девясил.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете природу Кубани.
II часть
Воспитатель:
- Я предлагаю вам игру "Где, чей дом?" (Дидактическая игра экологического
содержания. Цель игры: Закреплять умение узнавать вид животного по моделям и
определять его среду обитания).
III часть
Воспитатель:
- Казаки не только охраняли границы Кубани. Ребята, скажите, чем ещё
занимались казаки?
Дети:
- Они занимались земледелием, пасли скот, ремёслами.
Воспитатель:
- А какими ремёслами занимались казаки?
Дети:
- Плели из талаша, ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу и
растили казачат.
Воспитатель:
-Что обозначает слово талаш?
Дети:
- Талаш - это солома.
Воспитатель:
- Правильно ребята, много трудовых дел было у казаков и казачата помогали своим
родителям, а ещё они очень любили играть. А, вы, любите играть? Тогда давайте
поиграем в кубанскую игру,
IV часть
Кубанская народная игра: "А мы просо сеяли."
Ход игры: дети поочерёдно, девочки и мальчики, говорят слова и выполняют
движения по тексту.
Девочки:
- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.
Мальчики:
- А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!
Девочки:
Дети:
- Платан, тополь, берёза, акация, дуб, липа, ель, сосна, клён, осина.
Воспитатель:
- Назовите травы Кубани.
Дети:
- Полынь, тысячелистник, подорожник, лебеда, крапива, мать-и-мачеха, ромашка, мята, душица, чистотел, зверобой, девясил.
Воспитатель:
-Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете природу Кубани.
II часть
Воспитатель:
- Я предлагаю вам игру "Где, чей дом?" (Дидактическая игра экологического содержания. Цель игры: Закреплять умение узнавать вид животного по моделям и определять его среду обитания).
III часть
Воспитатель:
- Казаки не только охраняли границы Кубани. Ребята, скажите, чем ещё занимались казаки?
Дети:
- Они занимались земледелием, пасли скот, ремёслами.
Воспитатель:
- А какими ремёслами занимались казаки?
Дети:
- Плели из талаша, ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу и растили казачат.
Воспитатель:
-Что обозначает слово талаш?
Дети:
- Талаш - это солома.
Воспитатель:
- Правильно ребята, много трудовых дел было у казаков и казачата помогали своим родителям, а ещё они очень любили играть. А, вы, любите играть? Тогда давайте поиграем в кубанскую игру.
IV часть
Кубанская народная игра: "А мы просо сеяли"
Ход игры: дети поочерёдно, девочки и мальчики, говорят слова и выполняют  движения по тексту.
Девочки:
- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.
Мальчики:
А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!
- Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей.
Мальчики:
- Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу!
Девочки:
- Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!
Мальчики:
- Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).
V часть Воспитатель:
- Дети, а кто казаку был в труде и битве помощник?
Дети:
- Конь для казака был помощник.
Воспитатель:
- Какие пословицы вы об этом знаете?
Дети:
- Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
- Сам погибай, а коня выручай.
- Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает, а коня из ведра напоит.
- Казак без седла, что черкес без кинжала.
- Коли конь вороной, то и казак бедовый молодой.
- Казак без коня сирота.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, замечательные пословицы знаете. Скажите, казаки землю от
врага защищают, на ней трудятся, а они когда отдыхают?
Дети:
- Во время народных праздников, гуляний, вечеринок, посиделок. 
Воспитатель:
- А как это происходило, покажите? (Дети показывают сценку: "Казаки вернулись" Мальчики изображают всадников).
1 мальчик:
-        Земля моя приметная, 
Заря моя рассветная,
Дороженька заветная, 
Пшеничные края!
2 мальчик
-         Отцы, чья стать не старится, 
 Сыны, что делом славятся,
 Подруженьки красавицы
           И всё-Кубань моя.
3 мальчик
- Вернулись мы с военного похода,
Но сил у нас ещё много!
Пойду поброжу, на людей погляжу,
Себя покажу!
Девочки изображают казачек, встречающих своих казаков.
1 девочка
- Ой, Иванко идёт! 
Пойду встречать, 
Буду петь и танцевать, 
Его глазами завлекать.
2 девочка       
Посылала меня мать в огород за редькой, 
А я вышла за ворота увидала Федьку.
3 девочка      
Ой, я люблю мёд, потому что сладенький, 
Ой, я люблю Грыца! Он хлопец гарненький!
4 девочка
- Меня матерь била, била,
Чтоб я хлопцев не любила,
А я выйду за ворота
За мной хлопцев цила рота!
Воспитатель:
- В походы боевые казаки ходили
И своим подруженькам гостинцы приносили.

Звучит весёлая кубанская музыка, под которую мальчики одаривают девочек подарками: кубанскими платками, рушниками, бусами.

VI часть 
Воспитатель:
- Девицы - красавицы понравились вам подарки? Тогда давайте все вместе споём о родном Кубанском крае.

Дети поют песню

«Кубань моя», (слова И.Ю.Гузий)


На широкой жёлтой воле
Всё пшеничные поля.
Край мой щедрый, хлебосольный -
Это всё Кубань моя.
Край родимый, край просторный -
Дорогая сторона.
В роще близкой и зелёной
Слышу трели соловья.
Тополиный край любимый,
Сердцу милая земля.
Да! Певучий край казачий!
Это всё Кубань моя!